Новости Фонда Памяти

«Очередь за правдой» в Музее истории ГУЛАГа: выставка Петра Белова снова открылась спустя 33 года

В Музее истории ГУЛАГа начала работу выставка «Очередь за правдой». Спустя 33 года после того, как картины Петра Белова были впервые показаны широкой публике, они снова выставлены в Москве. До мая 2022 года у каждого посетителя музея есть возможность перенестись в 1988 год и увидеть работы, ставшие тогда первым художественным высказыванием о советских массовых репрессиях.

Пётр Алексеевич Белов родился в 1929 году в Москве. Публике он был известен как театральный художник — был главным художником в Московском областном ТЮЗе, Московском драматическом театре им. Гоголя и Театре советской армии. Пётр Белов работал с такими режиссерами, как Олег Ефремов, Петр Монастырский, Михаил Левитин, Юрий Еремин, Ростислав Горяев, и оформил более 150 спектаклей.
После первого инфаркта Петр Белов углубился в создание живописных концептуальных работ, объединенных общими темами. Он работал в тиши мастерской и показывал свои новые картины только друзьям и коллегам. Второй инфаркт художник не пережил и ушел из жизни 30 января 1988 года.
А уже в апреле того же года в Москве открылась скромная выставка живописных работ Петра Белова. На ней был представлен цикл картин, который потряс зрителя своей смелостью и глубиной и сразу был назван «сталинским циклом».
Благополучный, не затронутый репрессиями художник выразил в своих работах понятную многим современникам сокровенную скорбь и страх, смог изобразить пронзительный диссонанс, созвучный переживаниям миллионов соотечественников. «Сталинский цикл» так сильно отозвался в сердцах людей, что на выставку стояли огромные очереди. В книгах отзывов люди признавались, что они шокированы увиденным «до инфаркта», писали стихи и спорили.
В его картинах предстали наша жизнь, наша история, наши общие страхи и надежды. Петр Белов рассказывал о своем детстве, о своей семье, о войне, о Мейерхольде, о Булгакове, о Сталине и еще раз о Сталине. Он пытался рассказать о нашем небывалом времени и небывалом государстве. Он не вписывался ни в какую кампанию, не преследовал никаких прагматических целей. Он просто сделал то, что подсказали ему совесть и воображение.
Из статьи в журнале «Огонёк» (1988 год)
После закрытия выставки работы Петра Белова отправились в большое путешествие по залам столицы и других городов страны. Картины Белова «Мейерхольд», «Беломорканал», «Грачи прилетели», «Пастернак» и другие получили широкую известность. Они перепечатывались в изданиях, ими иллюстрировали публицистику, научные труды по истории СССР и даже пластинки.
В 2020 году, благодаря поддержке Фонда Памяти, работы из «сталинского цикла» Петра Белова были приобретены в коллекцию Музея истории ГУЛАГа. Тогда и началась разработка концепции новой выставки.
«Очередь за правдой» — это не столько попытка показать работы Белова современной аудитории музея, сколько повод для рефлексии и самоанализа. Какой путь мы прошли за 33 года? Какими стали? Что чувствуем сегодня, когда видим работы Белова? Посетителей выставки ожидают не только картины, но и цитаты из многочисленных книг отзывов с выставок 1988−1990-х годов, воспроизведение мастерской художника и фотографии из его семейного архива. Оставить свой отзыв можно в новой книге, сравнив впечатления с посетителями, увидевшими те же работы в 1988 году.
Выставка будет открыта в Музее истории ГУЛАГа до мая 2022 года и доступна по входному билету.